Шаровые краны
Шаровые краны состоят из корпуса, одноименного (запорного) шара, вала с подшипником и уплотнениями, шарового уплотнения и ручного рычага для привода. Запорный шар снабжен цилиндрическим отверстием и при повороте на 90° либо освобождает, либо перекрывает проход. Таким образом, шаровые краны можно легко и очень быстро открывать или закрывать.
Шаровые краны используются в трубопроводах, которые используются для транспортировки жидкостей или газов, таких как вода, нефть, природный газ, сжатый воздух и т. д.
Поскольку они полностью перекрывают поток, они также являются предпочтительным выбором для критических, легковоспламеняющихся или токсичных сред.
Из-за своей конструкции шаровые краны не подходят для регулирования потока.
Кран шаровой, цельный,с уменьшенным отверстием, с мягким седлом
Шаровые краны бывают самых разнообразных конструкций и могут различаться по следующим характеристикам:
Размер отверстия шарика
В зависимости от размера отверстия шарика они делятся на два варианта, с полным или с уменьшенным отверстием:
Шаровой кран, полнопроходной
Полнопроходной
Полнопроходное означает, что отверстие шара имеет тот же внутренний диаметр, что и трубопровод. Потери потока крайне низкие.
Полнопроходные шаровые краны являются скребковыми, т.е. трубопровод или установка могут обслуживаться с помощью специального устройства для очистки или осмотра (скребка).
Уменьшенный диаметр цилиндра
При уменьшенном проходе отверстие шара меньше внутреннего диаметра трубопровода, что может привести к большим потерям потока. По этой причине они используются именно в трубопроводах, в которых необходимо увеличить расход среды (струйный эффект).
Шаровой кран с уменьшенным отверстием
Шарикоподшипник
Шаровой кран, плавающий шар
Плавающий шар
Большинство шаровых кранов используются с плавающим шаром. Здесь шар удерживается на месте с помощью уплотнительных колец, расположенных с обеих сторон. Этот простой принцип делает возможным низкозатратное производство. Однако такой подшипниковый узел не подходит для высоких давлений.
Монтаж цапфы
Версия с управляемым шариком более сложна в производстве. В этом случае две противоположные стороны шара оснащаются шейками, которые монтируются в корпус. Такое крепление цапфы означает, что требуется только одно уплотнительное кольцо. Кроме того, эти шаровые краны могут использоваться и при более высоких рабочих давлениях.
Шаровой кран, шаровой с цапфовым подшипником
Тип шарового уплотнения
Шаровой кран с мягким седлом
Мягкое сиденье
«Классический» шаровой кран имеет мягкое седло и до сих пор наиболее часто используется благодаря своей универсальности. (Шариковые) уплотнительные кольца изготовлены из пластика, в основном из ПТФЭ. Уплотнительные кольца из ПТФЭ подходят для большинства жидкостей и газов и могут использоваться при температуре до +200°C, в зависимости от присадки, также до +260°C.
Шаровые краны с мягким седлом не подходят для сред, содержащих твердые частицы, или для более высоких рабочих температур.
С металлическим седлом
Металлические шариковые уплотнения используются для применения при прохождении твердых частиц или при более высоких рабочих температурах. Уплотнительные кольца изготавливаются из нержавеющей стали или других высоколегированных сталей, в некоторых случаях дополнительно закаленных. Шаровые краны с металлическим уплотнением подходят для рабочих температур до +650 °C.
Шаровой кран, металлическое уплотнением, полнопроходной, установленный на цапфе, верхний вход
Типы подключения
Шаровые краны в основном поставляются со следующими типами соединений:
- Обе стороны с внутренней или наружной резьбой
- Одна сторона с внутренней резьбой - другая сторона с наружной резьбой
- Обе стороны с приварными концами
- С фланцами с обеих сторон
- Компактный шаровой кран для зажима между двумя фланцами
Внутренняя резьба с обеих сторон
Компактная конструкция
Фланцы с обеих сторон
Наружная резьба с обеих сторон
Приварка концов с обеих сторон
Дизайн корпуса
С точки зрения кузова распространены следующие виды конструкции:
Цельный шаровой кран:
Корпус состоит только из одного компонента, проход уменьшен и в качестве типа соединения возможна только внутренняя резьба.
Шаровой кран, цельный корпус
Шаровой кран, двухсекционный корпус
Шаровой кран из 2 частей:
Две детали корпуса скреплены винтами, возможны версии с полным или уменьшенным отверстием, возможны все типы подключения.
Шаровой кран из 3 частей:
Шаровой кран состоит из трех частей (сторона входа - средняя часть - сторона выхода). Эта конструкция особенно проста в обслуживании, так как центральную секцию можно легко снять либо для ее полной замены, либо для замены только отдельных закрывающих частей, таких как шариковые и корпусные уплотнительные кольца или уплотнения штока.
Еще одним преимуществом является то, что центральная секция, включая шар и уплотнительную систему, может быть объединена независимо со всеми типами соединений. Например, одна сторона может быть оснащена фланцевым соединением, а другая — резьбовым соединением или приварным концом.
Шаровой кран, трехсекционный корпус
Трехходовой или четырехходовой шаровой кран:
С полным или уменьшенным отверстием, фланцевое или резьбовое соединение. Вместо сквозного отверстия шар снабжен L- или T-образным отверстием. Это позволяет использовать различные варианты переключения для распределения на один или два выхода или для смешивания проточной среды.
3-ходовой шаровой кран
Возможные положения переключения 3-ходового шарового крана
с Т- или L-образным отверстием
Виды привода
Как и все клапаны, шаровые краны могут эксплуатироваться различными способами:
- Ручной рычаг:
Клапан приводится в действие вручную поворотом ручного рычага на 90°.
Цельные шаровые краны с уменьшенным проходом часто также управляются с помощью ручки-бабочки.
- Электроприводом:
Привод осуществляется электрическим поворотным приводом; Поворотные приводы доступны для всех доступных напряжений и постоянного тока, переменного или трехфазного тока.
- Пневматические и гидравлические атуаторы (приводы):
Эти приводы приводятся в действие сжатым воздухом (пневматическими) или масляными (гидравлическими). Различают приводы двойного и одинарного действия.
Привод двойного действия:
открытие и закрытие осуществляется за счет подачи сжатого воздуха или масла.Привод одностороннего действия:
Давление воздуха или давление масла открывается - сила пружины закрывает привод;
Также возможна функция реверса: усилие пружины открывается - воздух/масло закрывается
Преимущества и недостатки шаровых кранов
Ниже перечислены основные преимущества шаровых кранов:
- Благодаря своей конструкции шаровые краны строятся достаточно компактно
- Открывание и закрывание происходит очень быстро за счет поворота на 90°
- Шаровые краны с полным проходом являются пригодными для скребков
- Шаровые краны имеют абсолютно плотное закрытие, в зависимости от конструкции и материала, даже при высоких температурах и давлении
- При полнопроходном сечении возможны очень высокие скорости потока, высокое значение Kvs, только низкие потери давления
Эти недостатки противопоставляются преимуществам:
- Уплотнительные поверхности шаровых кранов могут быстро изнашиваться.
- При высоком давлении или больших номинальных размерах вал должен быть закручен, что приводит к увеличению производственных затрат.
- Шаровые краны не подходят для регулирования потока.
- Скачки давления в системе трубопроводов могут возникать при быстром закрытии шарового крана.
- В стандартных шаровых кранах рабочая среда соприкасается с так называемым мертвым пространством шарового крана. Благодаря конструкции, среда попадает в зону между телом и шаром в частично открытом положении; Эта область называется мертвым пространством. В закрытом положении она затем заключена в него, и среда не имеет возможности расширяться в случае колебаний температуры. Это может привести к повреждению системы уплотнения, шара и, в конечном итоге, к эксплуатационным проблемам.
Шаровой кран может быть сконструирован таким образом, чтобы быть практически «свободным от мертвого пространства» с помощью сложной механической обработки.
Мертвые зоны на шаровом кране
www.zadvishka.ru
0 комментариев