В чем разница между задвижкой и запорным клапаном?

Задвижка и запорный клапан являются наиболее распространенными видами трубопроводной арматуры, используемых в промышленности. Внешне они могут выглядеть одинаково, но эти устройства функционируют по-разному. В статье вы узнаете, в чем состоят особенности задвижек и клапанов, а также основные различия между этими двумя видами. 

Задвижка

Задвижки представляют собой прямоточную трубопроводную арматуру, относящуюся к семейству запорных устройств. Оснащенная клиновидным диском, задвижка обычно используется для перекрытия среды, поскольку может плотно закрывать поток. Такой тип трубопроводной арматуры используется в системах, где требуется особая надежность. Отдельный вид задвижки - ножевая задвижка, устанавливается в более грязных и вязких средах.

Задвижки не создают больших перепадов давления, так как на пути потока среды не возникает препятствий. Клин управляется штоком задвижки, движущимся вертикально вверх, открывая при этом устройство. При обратном вращении штурвала проходное отверстие закрывается, перемещая клиновидный диск вниз, который опирается на уплотнительную поверхность. 

Диск задвижки может быть  в виде клина, ножа или параллельных дисков.

Хотя задвижки имеют некоторую регулирующую способность, они не используется для регулирования потока среды. Диск достаточно тонкий, поэтому вибрация от потока заставляет его смещаться со своего места. Такое состояние вызывает повреждения и сокращает срок службы. Для того, чтобы была возможность продлить срок службы, задвижка должна полностью открываться или полностью закрываться при использовании.

Запорный клапан

Запорный клапан также является представителем семейства запорных устройств прямоточного движения. В его функции входит перекрытие проходящего через него потока, а также регулирование объема протекающей жидкости. Благодаря своей конструкции запорный клапан обеспечивает более плотное прилегание поверхностей с меньшими возможностями утечки.

Седло клапана параллельно потоку среды, поэтому при его работе степень эрозии седла существенно меньше. Это дает возможность использовать запорный клапан в качестве регулирующего устройства. Недостатком является то, что из-за особенности конструкции происходит падение давления в системе трубопровода, где он используется.


Посмотрев на изображение выше, вы заметите, что клапан заставляет среду изменять направление потока внутри своего корпуса. Кроме того, объем жидкости внутри клапана зависит от пространства между седлом и диском. Чем выше поднимается шток и увеличивается камера проходного отверстия, тем больше жидкости поступает.

Запорные клапаны подходят для систем, где безопасность и протечки не допустимы. Они часто имеют разборную верхнюю конструкцию, для того, чтобы обеспечить в случае необходимости доступ к внутренним компонентам клапана.

Задвижка или запорный клапан

Сравним между собой клапан запорный и задвижку. Изучая трубопроводную арматуру на реальных примерах, вы обнаружите, что эти два типа устройств зачастую устанавливаются совместно в трубопроводных системах. Для того, чтобы понять в каких случаях использовать тот или иной тип, необходимо разобраться в различиях между ними:

  • Конструкция

Одно из основных различий между задвижкой и клапаном заключается в том, как они устроены. Конструкция задвижек намного проще. Большая часть внутренних компонентов расположена в верхней части корпуса задвижки. Когда она открыта, корпус становится полым. Вот почему происходит небольшой перепад давления. Задвижка может быть изготовлена с выдвижным или невыдвижным штоком.

Многие части запорного клапана, напротив, находятся внутри корпуса. Поскольку его основным назначением является регулирование потока, то есть обеспечение полного или частичного его перекрытия, конструкция предусматривает собой препятствия, которые помогают запорному клапану выполнять свои функции. Конструкция также заставляет изменять направление и скорость потока, что способствует падению давления. 

  • Применение

Задвижка подходит для систем, где падение давления имеет первостепенное значение. Кроме того, направление течения среды может происходить в обе стороны, что позволяет использовать задвижки, например, для реверсивных потоков. 

Клапан лучше всего использовать в системах, где возможны существенные изменения давления  и перепады не являются проблемой. Установка клапана должна происходить строго в определенном положении, указанном на корпусе изделия, по направлению потока жидкости.

  • Функции

Задвижка не предназначена для регулирования потока, а служит только для его перекрытия. Также она не может гарантировать работоспособность, если среда протекает в частично открытом положении. 

Запорный клапан в случае нахождения запорного механизма в промежуточном положении можно рассматривать как регулирующий, учитывая, что безусловно ни о какой точности регулировки речь не идет.

  • Принцип работы

В рабочем механизме задвижки диск движется между уплотнениями. Его движение происходит под прямым углом по отношению к потоку среды. Он обеспечивает либо полное открытие, либо отсутствие потока вообще. Если открыть задвижку, пространство потока будет таким же большим, как полость задвижки, с небольшим количеством дополнительных углублений, где расположены шток и седла, как можно заметить на первом изображении.

Диск запорного клапана, с другой стороны, движется параллельно потоку среды. Его конструкция позволяет регулировать и плотно перекрывать течение жидкости, как показано на втором изображении выше.

Заключение

Интересным моментом запорных устройств является то, что они могут выглядеть одинаково, но функционировать совершенно по-разному. Это абсолютно справедливо в отношении задвижек и запорных клапанов, в чем мы убедились на основании данной статьи. 

Если Вам нужны запорные устройства, вы можете выбрать и сравнить их в нашем каталоге.

©ПЕНЗАПРОМАРМАТУРА